Форма правления  

Форма правления

Структура высших и местных органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношений между ними.

Формы государственного правления: монархия (абсолютная, дуалистическая, ограниченная), республика (парламентская, президентская, смешанная).

М О Н А Р Х И Я (единовластие) - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству.

ОСНОВНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

- пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах);

- занятие трона по наследству или по праву родства;

- представительства государства монархом по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха

ЧЕРТЫ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ:

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху).

Во-вторых, верховная власть передается по наследству.

В-третьих, власть монарха является пожизненной.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответ-ственность монарха как главы государства.

В период становления и развития буржуазной государственности существовали и существуют монархии, в которых власть монарха ограничена: ПАРЛАМЕНТСКАЯ и ДУАЛИСТИЧЕСКАЯмонархии.

Эти два вида монархии охватываются понятием конституционная монархия.

ЧЕРТЫ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ

- формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом;

- за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, которое ответственно перед ним, назначать и смещать ответственных перед ним высших должностных лиц;

- за парламентом закреплена законодательная власть. Однако монарх имеет право абсолютного вето и издавать указы законодательного характера.

ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ

- парламенту полностью принадлежит законодательная власть;

- исполнительная власть принадлежит правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом;

- правительство формируется победившей партией или коалицией партий. Оно зависит от вотума доверия. Участие монарха в формировании правительства чисто символично;

- статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти

РЕСПУБЛИКА - как форма правления характеризуется тем, что высшие органы государства избираются населением на определенный срок.

Республиканской форме правления присущи определенные признаки:

- источником власти является народ, который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу;



- обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

- высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

- сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов;

- ограниченность во времени полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правительства, парламента);

- юридическая ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.

В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают республики:

- президентские

- парламентские

- смешанные

ЧЕРТЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РСПУБЛИКИ

- высшие органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью. Государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей: парламентскую, исполнительную и судебную;

- президент, как и парламент, избирается населением (внепарламентский способ избрания президента);

- президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти;

- президент формирует правительство, но зачастую с согласия парламента;

- президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено повторным рассмотрением закона в парламенте;

- президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т.д.), которые занимают важное значение в системе законодательства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом, который не вправе отправлять министров в отставку как персонально, так и всем кабинетом;

- президент непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (например, при принятии бюджета страны). Парламент в случае грубого нарушения президентом конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против него процесс отрешения его от власти (ИМПИЧМЕНТ);

- президент лишен права роспуска парламента;



- президент является верховным главнокомандующим;

ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

- правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащим к той партии (партиям), которые имеют большинство голосов в парламенте;

- глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) назначается, как правило, президентом;

- правительство за свою деятельность несет ответственность перед парламентом;

- правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства;

- парламент, помимо принятия законов, осуществляет контроль за исполнительной властью, разрабатывает и утверждает государственный бюджет;

- парламент либо специально образуемая парламентская коллегия избирает главу государства (президента).

ЧЕРТЫ СМЕШАННОЙ РЕСПУБЛИКИ

Смешанная республика сочетает в себе признаки указанных двух основных разновидностей республиканской формы правления.

Президент избирается в результате всеобщих выборов и получает из рук народа мандат на управление страной. Однако в соответствии с конституцией главе государства не принадлежит исполнительная власть. Он выступает в роли гаранта незыблемости государственных устоев, прав и свобод личности.

В то же время главной чертой президентской власти при смешенной форме республиканского правления является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, а также возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента, в случае возникновения конфликта.


2611928971154976.html
2611977303772771.html
    PR.RU™